Главная Форум Фотографии Объявления Автостанция Переправа Статьи
rss лента Регистрация Забыл пароль
Главная » Статьи » Горномарийский Район » Горномарийский район

ИСТОРИЯ СЕЛ И ДЕРЕВЕНЬ ГОРНОМАРИЙСКОГО РАЙОНА

Горномарийский район занимает юго-западную часть Республики Марий Эл и состоит из двух почти равновеликих половин, расположенных на правобережной и левобережной сторонах реки Волга. На юге и юго-востоке он граничит с Моргаушским и Ядринским районами Чувашской Республики, на западе - с Воротынским районом Нижегородской области, на севере и северо-востоке с Юринским и Килемарским районами Республики Марий Эл. Административным центром района является город Козьмодемьянск, где и 1583-1921 гг. сосредоточивались органы власти и управления городским и сельским населением Козьмодемьянского уезда, в 1921-1931 гг. - Козьмодемьянского кантона, с 1931 г. - Горномарийского района. Официальной датой образования района считается 15 января 1921 г.

Территория района площадью в 1716, 2 кв. км включает различные виды земельных угодий, пашен, лугов, лесов, рек, озер, болот и других участков, занятых населенными пунктами и дорогами. Поверхность правобережья, исстари именуемая Горной стороной, представляет из себя довольно значительную обширную возвышенность. Здесь вся местность неровная и холмистая. Она глубоко изрезана руслами рек Сура, Сумка, Большая Юнга, Малая Юнга, Малая Сундырка, Большая Сундырка, других речек и оврагами. Горная сторона, благодаря высокому подъему и значительной изрезанности, имеет живописный вид, особенно побережье Волги, имеющее иногда очень крутой и глубокий спуск к реке. В противоположность этому, левобережная часть, известная как Луговая сторона, отличается равнинным и однообразным ландшафтом. Это - лесной край с обилием озер, болот, торфяников, рек и речек, впадающих в Волгу. Обе стороны сильно пострадали вследствие затопления в 1980 г. водами Чебоксарского водохранилища, из-за чего был нанесен непоправимый урон окружающей природе и жизнедеятельности местного населения, памятникам многовековой истории и народной культуре.

История Горномарийского края начинается с глубокой древности. Многочисленные археологические памятники свидетельствуют о том, что в этой местности люди исстари занимались охотой, рыболовством, собирательством, бортничеством, ремеслом, а позднее - животноводством и земледелием. Территория современного района являлась составной частью обширного пространства Среднего Поволжья, где в общей массе древней финно-угорской общности формировались древнемарийские племена, из числа которых носители археологической городецкой культуры середины первого тысячелетия стали далекими предками горных марийцев. Ближайшими их соседями были предки мордвы, обитавшие в низовьях Оки Со временем под воздействием пришлых тюрок (булгар - предков чувашей) и восточных славян (русских) границы расселения предков горных марийцев значительно сузились. Одновременно между соседними народами активизировались хозяйственные и культурно-языковые контакты. В X - начале XIII вв. Горная сторона являлась северной окраиной Волжской Булгарии, и временами, платила дань Руси. В начале XIII-XV вв. горномарийская земля находилась в составе Золотой Орды, а после се распада, в начале XV - середине XVI вв. - Казанского ханства. Пограничное расположение, большая лесистость и значительная удаленность от основной территории вышеназванных государств позволяли местной родоплеменной верхушке в лице служилых тарханов, сотных, пятидесятных и десятных князей сохранять относительную независимость и самостоятельность в своих действиях. Вместе с тем местное население несло большой урон во время опустошительных военных походов, в особенности, в период длительных войн между Московским великим княжеством и Казанским ханством.

В середине XVI в. в исторической судьбе горных марийцев, как и всего марийского народа произошел крутой перелом, связанный с присоединением марийских земель в состав Российского государства. Стремясь освободиться от власти казанских ханов и положить предел военным разорениям, горные марийцы совместно с чувашами в декабре 1546 г. направили в Москву делегацию во главе с сотником Тугаем к царю Ивану Грозному с просьбой принять под свое подданство. Марийские послы были торжественно приняты и одарены драгоценными подарками. Царь согласился принять "горных людей" в состав своего государства. В свою очередь военные отряды горных марийцев обязаны были присоединиться к русскому войску и принять участие в завоевании Казани. Летом 1551 г. горные марийцы, возглавляемые своими князьями-предводителями Акпарсом, Аказом, Ковяжем, Яныгитом, Токсубаем и Тохпаем принесли московским воеводам в Свияжске совместно с чувашами и мордвой клятву на верность русскому царю. Согласно русским летописям, тексту "Казанской истории", историческим преданиям, в походе на Казань и его взятии приняли участие вооруженные отряды и горных марийцев.

Мирный характер присоединения земель горных марийцев во многом предопределил будущее их административно-территориальное устройство. Московская администрация сохранила в середине XVI в. устоявшееся разделение коренного населения по "сотням" и "пятидесятням" с именами возглавлявших их авторитетных предводителей. Наибольшая площадь приходилась на Акпарсову сотню. На Горной стороне в се состав входили ясачные деревни-общины Цонибекова, Чермышева, Пинель Пернянгаш, Чортакова, Кадышева, Коптякова (Шапкила), Большая Юль Шудермара, Другая Юль Шудермара, Юль Шудермара, Юль Кушерга, Юнга Кушерга, Большая Юнга, Юнга Пернянгаш, Шудермара, Кого Шудермара, Другая Шудермара, Большая Шурмара, Другая Шурмара, Сиухина, Ямолина, Алмандаева, Салмандаева, Карамышева, Караева, Шалтыкова, Первая Шошмара (Емангаш), Третья Шошмара (Крайняя Шошмара), Другая Шошмара (Средняя Шошмара), а на Луговой стороне - деревни Большая Арда и Малая Арда. В Аказиной сотне на Горной стороне числились деревни Аказина, Большая Яктерля (Аказина), Вторая Яктерля (Аказина), Третья Яктерля, Виловатый Враг, Большая, Средняя и Малая Паратмара, Кожланангер, Другая Кожланангерская, Апшат Пеляк, Другая Кузнецовская, Кузнецова (Апшат Пеляк), а на Луговой стороне - деревни Ермучаш и Кильдеяры. Марийско-чувашская Кобяшева сотня полностью располагалась в Правобережье и включала марийские деревни Большие, Средние и Малые Кожважи, Кожваж-Юльялы, Большие и Малые Юльялы. Токсубаева сотня размещалась на Левобережье и состояла из деревень - Тоганашева, Кукшары, Еникеева, Шудуганы, Кромка, Икша, Юркина. Восточнее Токсубаевой сотни находилась Тохпаева пятидесятая и включала деревни - Первая и Старая Рутка, Кумья, Ошараши, Вторая и Третья Ошараши. Некоторые из селений этой пятидесятой отстояли от устья Ветлуги вверх по се течению на 120 км. Яныгитова пятидесятая располагалась на Горной (деревни Горная Кушерга и Другая (Горная) Куплонга) и Луговой (деревни Ахтаева, Карачюрина, Келемары, Мадары, Большая Куплонга, Луговая Кушерга) сторонах. Границы расселения горных марийцев на Горной стороне охватывали междуречье рек Сура и Большая Сундырка, а на Луговой стороне их поселения размещались в бассейнах рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат, других речек и озер.

С основанием в 1583 г. города Козьмодемьянска все горномарийское население оказалось в составе обширного Козьмодемьянского уезда, что свидетельствовано об учете властями этнических особенностей горных марийцев (русские источники в середине XVI в. впервые их назвали "горной черемисой"), связанных единством происхождения, языка, культуры, месту проживания, взаимного тяготения друг к другу различных сотен и пятидесятен. Традиционные "земляческие" группы сохранились вплоть до конца XVIII в., когда вместо сотен и пятидесятен было введено волостное деление. В ходе губернской реформы из Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в состав Васильсурского уезда Нижегородской губернии из Акпарсовой сотни в 1779 г. отошли деревни Шалтыково, Емангаши, Средние и Крайние Шешмары, а из Токсубаевой сотни - левобережные деревни Икша, Кромка, Котиком, Пекшеево, Кузьмино. В Макарьевский уезд этой же губернии были переданы деревни Большая, Крайняя, Средняя и Малая Ошараши Тохпаевой пятидесятни. В 1797 г. сюда же перешли вышеназванные селения левобережья Васильского уезда. С учреждением в 1780 г. Вятской губернии в Царевосанчурском уезде оказались деревни Шудуганская Токсубаевой сотни, Большая и Малая Келемары Яныгитовой пятидесятни. С упразднением в 1797 г. Царевосанчурского уезда эти три поселения отошли в состав Яранского уезда Вятской губернии. Так, в конце XVIII в. горномарийское население было разделено между четырьмя уездами. Но основная его масса, как и раньше, оставалась в Козьмодемьянском уезде.

Состав населения Козьмодемьянского уезда в современных границах района после присоединения был представлен исключительно горными марийцами. С построением на земле Акпарсовой сотни города-крепости Козьмодемьянска появилось постоянное русское население из числа приказных людей воеводской администрации, духовенства, стрельцов, ямщиков и посадских людей. В конце XVI-XVII вв. русскими крестьянами, холопами и другими беглыми людьми были основаны села Троицкое (совр. Троицкий Посад), Покровское, Сумки и Коротни (Ахмылово), деревни Копани, Болониха, Гаврениха, Данилиха, Сосновка, Красногорка, Рутка. Владельцами этих русских приволжских селений были суздальский (с 1671 г. нижегородский) архиереи, Спасо-Юнгинский монастырь (осн. в 1625 г.). Жители села Троицкое по "тяглу" относились к Козьмодемьянску. Новокрещеные служилые марийцы и чуваши села Владимирское, позднее обрусевшие, несли военно-походную и погранично-сторожевую службу. В XVIII в. появились русские деревни Руткинская Грива и Вякшлап.

Численность горных марийцев в современных сопоставимых границах района (марийская часть Козьмодемьянского уезда и с 1797 г. Емангашская волость Васильсурского уезда) по нашим подсчетам в 1723 г. составила 14 тыс. человек, соответственно в 1746 г. - 15 тыс., в 1764 г. - 21 тыс., в 1782 г. - 23, 5 тыс., в 1795 г. - 24 тыс., в 1852 г. - 32, 7 тыс., в 1897 г. - 43549 человек. В то же время удельный вес русского сельского населения возрос. В 1897 г. в Козьмодемьянске проживало 5284 человек, а в русских приволжских селениях - 7094 человек. Для сравнения отметим, что в Горномарийском районе в 1970 г. числилось 59, 9 тыс. человек постоянного населения, в 1979 г. - 50, 1 тыс., в 1989 г. - 33, 1 тыс., в 2002 г. - 29, 2 тыс., в 2005 г. - 28, 4 тыс. человек. Соответственно в Козьмодемьянске: в 1970 г. - 15, 1 тыс., в 1979 г. - 18, 7 тыс., в 1989 г. - 24, 4 тыс., в 2002 г. - 22, 8 тыс., в 2005 г. - 22, 7 тыс. человек.

На рубеже XIX-XX вв. географическое размещение горных марийцев оставалось почти без изменения. Они компактно проживали в Правобережье Волги и заволжской части. Среди них в это время различались небольшие "земляческие", по месту жительства, группы. В густонаселенном Правобережье (Кырык сир) проживали "шурмары" (сурские марийцы), "кушыр мары" (Горная Кушерга), "шошмары" (емангашские), "марла мары" (Еласы) и др. ; в малонаселенном Левобережье (Йылымбал, Кожла сир) - "кожла мары" (Юксары, Отары, Куплонга); "вытла мары" (ветлужские), ырде мары" (ардинские), "рутка мары" (руткинские и другие). Соседями горных марийцев в Правобережье были "верховые" чуваши (вирьял) и русские, а в Левобережье - луговые марийцы и русские. Во второй половине XX в. язык горных марийцев был распространен в Горномарийском, частично Килемарском и Юринском районах Республики Марий Эл, в Воскресенском районе Нижегородской и Иранском районе Кировской областей.

На протяжении второй половины XVI-XIX вв. природно-климатические и социально-экономические условия в целом благоприятствовали развитию Горномарийского края. Возросло значение Козьмодемьянска, как центра развития промышленности, торговли, культуры, образования и просвещения городского и крестьянского населения. Заметно усилилось естественно-географическое разделение труда между правобережной (здесь абсолютное большинство горных марийцев занималось традиционным хлебопашеством, животноводством, огородничеством, садоводством, различным рукоделием) и левобережной (жители этой стороны большею частью были заняты рубкой и сплавом леса, другими лесными промыслами) частями. Русское население приволжских селений все более отрывалось от земледелия и уходило на судовые волжские промыслы. К ним присоединялась и некоторая часть марийских крестьян.

Сложившая система жизнеобеспечения в основном позволяла удовлетворять насущные потребности большинства крестьянского и городского населения. Вместе с тем, социальное неполноправие ясачных, с 1724 г. государственных, марийских крестьян и произвол местных властей в лице уездных воевод и земских капитан-исправников, других "мирских кровопивцев" нередко вызывали с их стороны различные формы социального протеста. Не случайно, крестьянское население края приняло активное участие в разинском и пугачевском движениях, "картофельном" ("Акрамовская война" 1842 г.) и других "бунтах". Крестьяне как умели и как могли защищали свои интересы, и всячески отстаивали свою землю и волю от натиска их притеснителей. В этом стихийном противостоянии большая роль принадлежала крестьянской сельской общине, последовательно отстаивавшей жизненные интересы своих соплеменников.

Заметные перемены в это время произошли в области народной культуры. Вековыми усилиями многих поколений безбрежные леса (дуб, липа, сосна, ель, осина) Горной стороны были превращены в окультуренные поля, сенокосы и пойменные луга. Традиционные полевые зерновые культуры - рожь, овес, ячмень, ярица и полба, дополнялись пшеницей, различными огородными (репа, лук, капуста, редька, чеснок, свекла, огурцы, морковь) культурами и садоводством (вишня, яблони, сливы). Развивалось хмелеводство, выращивались лен и конопля. С середины XIX в. началось разведение картофеля. Полученные урожаи были невысокими, однако достаточными, чтобы прокормить семью и домашнюю скотину, а часть продать на рынке, а на вырученные деньги уплатить казенные налоги и использовать на собственные нужды. На смену мельницам-мутовкам XVI-XVII вв., пришли одно- и двух-поставные водяные мельницы XVIII в., а с середины XIX в. - ветряные мельницы. Во второй половине XIX в. широкое распространение среди горных марийцев получили такие крестьянские промыслы как изготовление саней, колес, лодок, паромов. Своим мастерством славились кустари-ремесленники, производившие гнутую мебель, сундуки, корзины, плетенные тарантасы, диваны, кресла, стулья, гусли, гармони и другие изделия. Среди крестьян немало было хороших плотников, кузнецов, столяров, портных, мельников, кирпичников, печников, мастеров серебряных дел. Изделия народных умельцев экспонировались на всероссийских и международных выставках. Зажиточная верхушка имела свои мельницы, маслобойки, шерстобитные и кожевенные заводы. Некоторые торгующие крестьяне становились предпринимателями, имели даже свои пароходы на Волге. Обедневшие крестьяне нанимались на поденную и постоянную работу. Важным фактором укрепления хозяйственных связей внутри горномарийской общности, а также с другими народами, стало развитие водных и сухопутных путей, усиления торговли между волостями, уездами и губерниями. Горные марийцы все чаще сбывали свои продукты на базарах и ярмарках. Проникновение товарно-денежных отношений постепенно вело к изменению прежнего натурально-патриархального уклада жизни. В быту появились различные фабричные сукна, шелковые и бумажные ткани, сахар, чай, керосиновые лампы, самовары и многое другое.

С глубокой древности духовная культура горных марийцев была тесно связана с их языческими верованиями и представлениями. Массовая принудительная христианизация в середине XVIII в. призвана была внедрить среди них основы православной веры. Вместе с тем, с началом христианизации распространилась письменность, грамотность и открывались школы. Большую христианскую просветительскую работу среди горных марийцев в XIX в. проводили просветители, священники и учителя. Они внесли неоценимый вклад в просвещение и образование горных марийцев. Своим подвижническим трудом прививали ученикам любовь к своему народу, родному языку и культуре, уважение к соседним народам, способствовали, сближению с русским и другими народами. Выпускники церковно-приходских и земских школ получили возможность дальнейшего обучения в учительских и духовных семинариях. Со временем из их среды стала формироваться местная интеллигенция, принимавшая деятельное участие в бурных событиях начала XX в.

Невиданные потрясения и крутые перемены, громадные преобразования и достижения, сопровождаемые большими потерями, испытали на себе в XX веке несколько поколений людей и Горномарийского края. Мелкокрестьянское хозяйство горных марийцев начала столетия с традиционным укладом жизни и социально-зависимым положением, усугубляемым произволом властей, недостатком земли и леса, стихийными бедствиями и голодом, невозвратными потерями мужчин в русско-японской войне 1904-1905 гг. и начавшейся в 1914 г. империалистической войне, находилось в крайне бедственном положении. Не оправдались ожидаемые надежды и на Временное правительство, которое, забыв свои обещания, продолжало войну и висло хлебную диктатуру. В ответ на это крестьяне Козьмодемьянского уезда летом 1917 г. перестали подчиняться комиссарам Временного правительства и всячески противодействовали им в изъятии необходимого самим хлеба, призывники отказывались от воинской службы, а многие солдаты самовольно возвращались с фронта домой.

Свержение Временного правительства в октябре 1917 г. и установление Советской власти в крае с одобрением было встречено большинством народа. 4 октября 1920 г. народ мари решением ВЦИК и СНК получил свою автономию в составе РСФСР. В Марийскую автономную область была включена и территория Козьмодемьянского уезда и Емангашской волости Васильсурского уезда, населенная горными марийцами и русскими. Согласно решению областного ревкома от 15 января 1921 г. Горномарийский край оказался в составе Козьмодемьянского кантона, преобразованного в 1931 г. в Горномарийский район (образован из Козьмодемьянского и Юринского кантонов). Позднее, очертания границ и площадь района неоднократно менялись: в 1936 г. Горномарийский район разукрупнен на Еласовский (в марте - сентябре 1936 г. назывался Микряковским), Юринский и Козьмодомьянский (Горномарийский) районы; в 1959 г. Еласовский и Юринский районы упразднены и присоединены к Горномарийскому району; в 1972 г. вновь образован самостоятельный Юринский район; в конце 1970-х гг. селения Дубовского поселкового совета, как и Ардинского, Визимьярского и Юксарского сельских советов Горномарийского района были переданы в состав Килемарского района.

Первые годы советской власти сопровождались обострением борьбы в деревне и тяготами гражданской войны. В крае это усугублялось стихийными бедствиями суровой зимы 1920-1921 гг. и весенне-летней засухи 1921 гг., поразившей две трети посевных площадей. В мае - августе того же 1921 г. повсеместно горели заволжские леса, свирепствовал тиф, наступил страшный голод, унесший многие жизни. Благодаря усилиям партийных и советских органов, комиссиям помощи голодающим, поддержке многих регионов страны и зарубежной благотворительности, бедственное положение населения, в том числе Горномарийского края, постепенно улучшалось.

В период новой экономической политики 1921-1929 гг. традиционное единоличное крестьянское хозяйство и общинный уклад жизни сохранили свои позиции. Дальнейшее развитие получили многие крестьянские промыслы. Вместе с тем в деревню края проникали новые явления: изба-читальня, ликбез, концерты, спектакли, нардом, красный уголок, радио, газеты, журналы, электричество, трактор, комсомол, коммуна, ТОЗы. В 1920-1922 гг. издавался горномарийский литературно-художественный журнал "Юк" ("Голос"), с 1926 г. - газеты "Кыралшы" ("Пахарь"), переименована в 1930 г. в "Ленин корны" ("Ленинский путь") - совр. "Жера" и "Край Горномарийский"; в 1930-е гг. издавался журнал "У сем" ("Новый лад"); издание возобновлено в 1990 г.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. в деревне края была проведена сплошная коллективизация крестьянских хозяйств. Повсеместно под нажимом властей были созданы колхозы. Создавались новый уклад деревенской жизни и предпосылки для технического перевооружения сельского хозяйства. По мере укрупнения колхозов расширялись земельные площади, строились конные дворы и фермы, усиливалась помощь со стороны МТС, росло количество школ, клубов, магазинов и медицинских учреждений, ветеринарных пунктов. Однако коренной перелом болезненно отразился на всех слоях крестьянства, в особенности се зажиточной части, подвергнувшейся раскулачиванию. Заметный урон был нанесен массовыми репрессиями 1930-х годов. При всех громадных людских и материальных потерях, новый колхозный строй деревенской жизни достойно выдержал все тяжести военного лихолетья.

Накануне войны в Горномарийском и Еласовском районах в 1940 г. насчитывался 191 колхоз, 27 предприятий, 90 школ, 30 медицинских учреждений. С нападением фашистской Германии на СССР и началом Великой Отечественной войны, привычная жизнь в Горномарийском крае, как и везде, резко нарушилась и была переведена на военный режим. Вес мужчины - колхозники и рабочие, учителя и врачи и другие лица призывного возраста ушли на фронт, были мобилизовано немало девушек и молодых женщин. Из сел и деревень Горномарийского и Еласовского районов, города Козьмодемьянска в 1941-1945 гг. на фронтах сражались более 14 тыс. человек, а домой вернулись менее 8 тысяч фронтовиков. Остальные пали смертью храбрых на полях сражений. Оставшиеся в тылу женщины, старики, подростки, дети самоотверженно трудились в колхозах, работали на лесорубных и лесосплавных работах, строительстве оборонительных сооружений на Левобережье Волги протяженностью в 45 км (от устья реки Ветлуги до устья реки Парат) суровой зимой 1941-1942 гг. За мужество и героизм многие фронтовики - уроженцы края были награждены боевыми орденами и медалями. Трудовой подвиг тружеников тыла неоднократно отмечался правительственными благодарностями и наградами.

В послевоенные годы самоотверженным трудом колхозников и рабочих совхозов были достигнуты положительные результаты по всем направлениям развития сел и деревень. Особенно впечатляли внушительные успехи 1960-1970-х годов, в частности, в хозяйствах "Сила", им. Мосолова, им. Ленина, "Коммунизм", "Смена", "Дружба", птицефабрики "Горномарийская" (с 1975 г.) и других колхозов и совхозов. Со сменой форм ведения хозяйства конца XX в. жизнь на селе не остановилась, она продолжается. Развиваются различные формы производства, функционируют школы, больницы, медпункты, сельские дома культуры, клубы, библиотеки, магазины. Во многих деревнях проведен газ, устойчиво работают почта, телевидение, радиовещание, телефон и сотовая связь. Растет новое поколение, которому есть чем гордиться: славным прошлым и делами своих сельчан, рядовых тружеников, государственных и хозяйственных руководителей, механизаторов, животноводов, фермеров, врачей, учителей, педагогов, ученых, инженеров, связистов, юристов, офицеров, спортсменов, писателей, поэтов, журналистов, художников, композиторов, артистов, певцов, героев войны и труда и всех, кто своими добрыми делами оставил яркий след на родимой земле.

История края неотделима от малой истории конкретных типов селений, родных сел и деревень, уходящих своими корнями в далекую древность. Ранние поселения горных марийцев существовали в виде укрупненных городищ и неукрепленных селищ. Такие поселения были малодворными и состояли из одного (ылем) или большею частью из 2-3 дворов. В XVI-XVIII вв. заметно возросло количество среднедворных поселений в 20-30 дворов. На Горной стороне в XIX в. некоторые деревни уже насчитывали до 100-150 дворов и более, что объяснялось высокой плотностью населения. Тем не менее, средние и мелкие деревни были преобладающими. Это было связано с периодическими отселениями взрослых женатых сыновей из отцовских поселений (деревня, село) на дальние участки своих общинных владений. На новых местах переселенцы застраивались дворами и основывали новые выселки и околодки. Обычно эти поселения носили имена своих первооснователей. Для горных марийцев, как и соседних чувашей были характерны незначительные расстояния между отдельными селениями. Нередко одну деревню от других отделяли лишь овраг, речка, небольшая роща или поле.

Веками формирование поселений происходило стихийно. Первопоселенцы по своему усмотрению выбирали удобные места для усадьбы. Поселение горных марийцев располагались в открытых и лесных местах - в живописной местности с обилием земель, вблизи источников воды: рек, речек, родников, ключей, озер и оврагов. В XIX в. под поселения стали осваивать и более возвышенные, водораздельные места. Традиционно до середины XIX в. горномарийские поселения имели кучевую или гнездовую планировку и состояли из нескольких дворов, частей-выселков или частей-околодков. Обычно несколько дворов группировались вокруг дома своего родоначальника - лишь бы быть поближе к родным. Расположенное в нескольких местах поселение, известное в исторических источниках XVI-XVIII вв. как "деревня", имело одно устоявшееся название. В середине XIX в. указаниями властей в марийских деревнях была введена уличная планировка по типу русских селений. В конце XIX - начале XX вв. уже преобладала уличная и улично-квартирная планировка. Начиная с 1960-х гг. в центральных усадьбах сельхозпредприятий стали сочетаться черты уличной, квартальной и зонированной планировки.

Основным типом сельского поселения у горных марийцев в XVI-XIX вв. была "деревня". В документах XVIII в. стали упоминаться небольшие "выселки" из них, а в XIX в. - "околодки". В конце XIX - первой половине XX вв. появились немногочисленные "хутора", "лесоучастки", "лесные кордоны", "казенные дома", "лесные рабочие поселки". В связи с массовой христианизацией в середине XVIII в. несколько марийских деревень приобрели статус "села". Поселения русских сельского населения традиционно были представлены крупными селами и среднедворными деревнями.

Длительное время планировка горномарийских дворов носила стихийный характер. Традиционно жилые и хозяйственные строения ставились изолированно, разбросано и не связывались между собой. Начиная с середины XIX в. под влиянием русских крестьян и правительственных мер, дворы стали застраиваться по-новому с сохранением некоторых традиционных черт. По новой планировке дворы были обращены на улицу, куда выходили дома и некоторые постройки: амбар-клеть, иногда летняя кухня-жилище ("куды"). В глубине двора имелись надворные постройки, амбары, конюшни, хлев, сарай-сеновал. Заднюю часть усадьбы, за двором составляли огород, фруктовый сад, гумно, баня. Двор (кудвичы) обычно был просторным, открытым, покрытым травой и зачастую засаживался деревьями. Скот содержался в хлевах и загородках и не выпускался во двор. Спустя десятилетия, на рубеже XX-XXI вв. планировка сельских дворов и улиц в основном сохранила свои традиции.

Сборник документальных очерков по истории сел и деревень Горномарийского района является составной частью серии сборников "История сел и деревень Республики Марий Эл" и издается в соответствии с распоряжением президента Республики Марий Эл от 29 июня 2000 года № 700-рп "Вопросы издания серии сборников документальных очерков "История сел и деревень Республики Марий Эл".

Изданию настоящего сборника документальных очерков предшествовала большая и кропотливая работа, начавшаяся на кафедре отечественной истории Марийского государственного университета в 1988 г. В целях систематизации работы по выявлению и сбору различных типов и видов исторических источников преподавателями вышеназванной кафедры А. Г. Ивановым и В. Ф. Абрамовым в 1993 г. были составлены и изданы методические указания "История деревень и сел Республики Марий Эл", ставшие основой для подготовительного этапа по сбору сведений по истории селений всех районов республики. Согласно рекомендации методических указаний в сборе первоначального материала и подготовке к изданию приняли широкий круг людей - преподавателей, студентов, аспирантов, учителей, научных сотрудников, работников музеев, библиотек, культурно-просветительных учреждений, архивов, государственных органов, ветеранов войн и труда, журналистов, краеведов, представителей широкой общественности и всех, кому дорога родная история и народная культура. Общее организационно-методическое руководство осуществлялось республиканским координационным советом по подготовке и изданию серии документальных очерков "История сел и деревень Республики Марий Эл", предложения которого воплощались в практической работе районного редакционного совета и нашли отражение в работе автора-составителя данного сборника.

Для написания истории конкретных селений автором-составителем были привлечены самые разнообразные источники, включающие архивные и опубликованные документы, периодическую печать, анкетные данные, свидетельства, воспоминания, предания, материалы полевых археографических экспедиций и камеральных архивных записей, а также справочная и историко-краеведческая литература. Особую ценность среди них представляют сведения писцовых, переписных и ландратских книг и ревизских сказок XVIII-XIX вв., материалы Генерального межевания земель Козьмодемьянского и Васильсурского уездов, хранящиеся в различных фондах Российского государственного архива древних актов в Москве и делопроизводственная документация, извлеченная из многих фондов Государственного архива Республики Марий Эл в Йошкар-Оле. Из опубликованных источников богатый материал содержится в описаниях современников XIX - начала XX вв. При изложении текста очерков автор-составитель придерживался историко-тематического и системного принципов. Соответственно в их структуре последовательно прослежены основные исторические вехи каждого селения, приведены официальное название населенного пункта на русском и марийском языках с объяснением их происхождения, сведения о его географическом расположении, окружающем ландшафте, времени основания или первого упоминания, динамике численности населения, социальном и этническом составе, принадлежности к административно-территориальным единицам и церковным приходам, основных хозяйственных занятиях жителей (земледелие, животноводство, промыслы), культурном и бытовом укладе, достопримечательностях, замечательных уроженцах, участниках войны и труда, современном состоянии с указанием распространенных фамилий. Объем содержания очерков во многом обусловлен полнотой собранного материала и типами поселений. Документальные очерки расположены в алфавитном порядке в соответствии с административно-территориальным делением Горномарийского района в рамках сельских администраций по состоянию на 2005 г.

Структура сборника состоит из следующих составных частей: слово к читателю, предисловие, документальные очерки о 301 селении Горномарийского района, в том числе о существующих ныне 242 населенных пунктах. В приложении представлены картографический материал, фотографии, принятые сокращения слов, алфавитный указатель названий населенных пунктов, список участников подготовки очерков, перечень использованных источников и литературы. Текст очерков дан в авторском изложении составителя с привлечением собранных им сведений и материалов Г. Н. Айплатова, З. И. Аканаевой, И. В. Алметевой, А. А. Апатеева, В. А. Зубкова, М. П. Изинкина, Н. П. Седова И. И. Тойватрова, В. З. Фадеева, Г. А. Ямолкиной и других. Использованы некоторые иллюстрации из отечественной и зарубежной литературы, фотографии из личных фондов Г. РЛевенштейна, А. В. Муравьева, Г. А. Сепеева и ряда участников подготовки сборника документальных очерков. Организационно-техническая работа проведена К. А. Черняевой. Предисловие написано автором-составителем.

Просмотров: 8675 | Добавил: admin | 20.11.2017

Всего комментариев: 0
Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии.
[ Регистрация | Войти ]